Герои Великой Отечественной войны

Zvezda

В данном разделе сайта размещены материалы о 52 новокузнечанах, удостоенных высокого звания «Герой Советского Союза».

Материал сгруппирован в алфавите персоналий и включает сведения о Героях, которые родились в Новокузнецке или Новокузнецком районе, призывались Новокузнецким военкоматом, жили и работали в Новокузнецке или Новокузнецком районе в разное время.

При подготовке размещенных на сайте материалов, архивом использовались материалы из книги «Золотые звезды Новокузнецка. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации» автор-сост.: О.В.Быкова, Е. Э. Протопопова ; ред. коллектив: Л. Н. Арефьева, Т. Н. Киреева, Л. И. Тимофеева. – Новокузнецк, 2005




СОМОВ Сергей Алексеевич

(15.11.1920)



45 из 52


Родился 15 ноября 1920 года в селе Зобово Шарлыкского района Оренбургской области. Родители Сергея занимались сельским хозяйством. Отец был потомственным кузнецом. Жилось очень трудно. В поисках лучшей доли семья переселилась в село Чубур Кемеровской области.

В 1929 году, когда началось строительство города Сталинска (Новокузнецка), обосновались на новостройке. Отец устроился на работу в кузнечный цех Кузнецкого металлургического комбината, но вскоре умер. Содержать семью пришлось старшему сыну Василию, который в 15 лет стал рабочим электроремонтного цеха. Мать тоже устроилась на работу. Младшие дети росли почти без присмотра.

После окончания семилетки Сергей поступил в Кузнецкий металлургический техникум. Как и многие сверстники, учебу он совмещал с занятиями в аэроклубе. Через 2 года (1940) его зачислили в Новосибирскую авиашколу, готовившую пилотов-бомбардировщиков. По ее окончании в мае 1942 года сержанта Сомова направили под Иркутск, где дислоцировался 23-й запасной авиаполк.

Поначалу молодой летчик проходил переподготовку на Пе-2. Но потом его перевели в 64-й штурмовой авиаполк. Сергей влюбился в новую машину Ил-2. Все шло удачно. Он стал чле-ном ВКП(б). В августе 1944 года молодым летчикам присвои ли звание младших лейтенантов. В Куйбышеве (ныне Самара) полк получил новенькие машины и перелетел под Москву (город Киржач). Сюда же перебазировались из Приморья еще 2 штурмовых авиаполка. Из них была сформирована 182-я штурмовая авиадивизия. Через полтора месяца 64-й полк обосновался на фронтовом аэродроме близ Каунаса. Началась боевая работа. Почти ежедневно следовали вылеты, иногда по 2-3 за световой день. Уничтожалась живая сила противника, его огневые средства.

Когда за плечами Сомова было 20 боевых вылетов, его вызвал командир полка и приказал принимать командование эскадрильей. Теперь Сомов отвечал за экипажи 3 подчиненных ему звеньев. За 10 успешных боевых вылетов он был награжден первым орденом Красной Звезды.

К марту 1945 года на его счету было уже 30 вылетов. Младшего лейтенанта Сомова наградили еще одним орденом Красного Знамени и присвоили ему звание лейтенанта. 14 апреля 1945 года, когда Кенигсберг был повержен, шестерка самолетов Ил-2 под командованием лейтенанта Сомова находилась в воздухе. Неожиданно поступил приказ отыскать на железнодорожных путях вражеский бронепоезд и уничтожить его. В полку уже знали о появлении бронепоезда на переднем крае в районе Пиллау, прозвали его «крокодилом». «Илы» начали атаку. Сам командир спикировал на паровоз. Реактивные снаряды попали точно - от мощного взрыва объятый пламенем паровоз отбросило от колеи метров на десять. От снарядов других штурмовиков загорелись 2 передних бронированных вагона. Но летчики продолжали делать один заход за другим. Бронеплощадки были разбиты, сорванные с них орудия упали под откос...

Все экипажи штурмовиков были представлены к орденам, а лейтенант Сомов - к званию Героя Советского Союза. Однако наградной лист затерялся. К счастью, в архиве сохранились документы, в которых упоминалось о таком представлении. На основании этого много лет спустя командующий ВВС возбудил ходатайство перед Президентом Российской Федерации о присвоении ряду летчиков, в том числе и С.А.Сомову, звания Героя России. 27 марта 1996 года Указ был подписан -награда наконец-то нашла героя.

К маю 1945 года на счету Сомова значилось 118 боевых вылетов, из них 100 - в качестве ведущего. К его 3 орденам добавились еще ордена Красного Знамени и Александра Нев-ского. Через год после окончания войны старшего лейтенанта Сомова переводят в Военно-транспортную авиацию. Он служит заместителем командира эскадрильи, потом ее командиром в 229-м полку 3-й авиадивизии. Спустя некоторое время его назначают заместителем командира полка, а после окончания Военно-воздушной академии (1954) - заместителем командира дивизии. В конце 1960 года Сомов направляется во Вьетнам для оказания помощи местным специалистам в обучении летчиков полетам на Ли-2. Одновременно приходилось принимать участие и в боевых действиях.

По возвращении на родину С.А.Сомов продолжил военную службу. В 1965 году он назначается начальником службы безопасности полетов в управлении командующего. За освоение новых видов самолетов и обучение летчиков в 1972 году ему присвоили почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР».

По выходе в отставку продолжал в меру своих сил работать на ВВС. Будучи в течение десяти лет начальником штаба гражданской обороны одного из предприятий Куйбышевского (ныне Восточный округ) района города Москвы, возглавляя группу по военно-патриотическому воспитанию в секции общества «Знание», Сергей Алексеевич частенько выезжал в области цент-рального региона России, встречался с молодежью, выказавшей желание поступить в военно-авиационные училища страны.

Сейчас живет в Москве. Публикует воспоминания в газете «Красная звезда».